Зачем нужен тюнинг выпускной системы?

Как только изменяется мощность двигателя вследствие тюнинга (увеличение объема и/или крутящего момента), сразу же увеличивается расход газа в выпускной трубе. Это создает избыточное сопротивление выхлопу, что может привести к тому, что двигатель «подавится» выхлопными газами. Если не менять систему выпуска, тюнингуя двигатель автомобиля, то отработанные газы частично будут оставаться в цилиндрах, занимая полезный объем, который могла бы занять свежая рабочая топливовоздушная смесь.

Нужно ли объяснять, каким образом снижается мощность и скорость автомобиля при снижении объема цилиндров и как важно этого не допустить? В момент открытия выпускного клапана, отработавшие газы движутся в выхлопную трубу со скоростью, превышающей скорость звука. Такая скорость газов создает в цилиндре область разряжения. Так как этот процесс цикличный, то аналогичным образом пониженное давление создается и в самой выхлопной трубе.

Эксперименты показывают, что на очистку цилиндра длина трубы не влияет, зато она влияет на длительность периода разряжения. С изменением частоты работы двигателя, изменяется не только этот период, но и смещается в зависимости от угла коленвала. Поэтому каждому режиму двигателя соответствует своя длина трубы, и это необходимо учитывать при тюнинге выхлопной системы. Проще говоря, неправильный тюнинг способен только навредить.

В системе выпуска происходит два процесса: демпфированное в той или иной степени истечение газа по трубам и распространение звуковых волн. Оба процесса влияют на коэффициент наполненности цилиндров. Чем короче труба и больше ее диаметр, тем меньше сопротивление выхлопной ситемы отработавшим газам. Например, для 1,5 литрового двигателя на оборотах до 8000 об/мин достаточно 45-50 мм диаметра трубы и длина 3,5 метра. Однако самая большая часть потерь приходится на выпускной коллектор.


tuning-vyhlopnoj-sistemy

При тюнинге выпускной системы применяется выпускной коллектор «паук». Он отличается формой и порядком соединения труб с выпускными окнами. Такие коллекторы бывают «длинными» и «короткими». Для четырехцилиндрового двигателя схема «длинного» будет «4 трубы в 2 трубы в 1 трубу», а схема «короткого» — «4 в 1». Последний дает преимущество в мощности на узком диапазоне оборотов свыше 6000 об/мин. Его используют на двигателях с широкофазными распредвалами. Схема «4 в 2 в 1» обычно применяется при любительском тюнинге.

В прямоточной системе выхлопа используют промежуточные трубы увеличенного диаметра и резонаторы пониженного давления. Если после клапана поставить отражатель (резонатор), то улучшится продувка цилиндра, а значит, вращающий момент. Это называется «настроенный выхлоп». Для повышения мощности резонатор настраивают на участок после максимума оборотов. Если нужен крутящий момент на низких оборотах, то настраивается на участок до максимума оборотов.

Если в автомобиле установлен каталитический нейтрализатор, то вместо него для увеличения мощности двигателя устанавливают прямоточный пламегаситель – резонатор, способный выдержать высокие температуры и нагрузки. Особенно сильно его эффект проявляется, если катализатор частично или полностью неисправен, поскольку изношенность катализатора – частое явление из-за некачественного бензина. Для снижения резонансных свойств выхлопной трубы, на нее ставится насадка (так называемая «банка»), стенки которой набиты перфорированной ватой.

Обслуживание авто