Тюнинг ДВС: теория повышения КПД двигателя


Возможности увеличения КПД двигателя (форсирование двигателя) интересуют многих автолюбителей. Для форсирования автомобильного двигателя необходимо увеличить механический или термический КПД. Для улучшения механического КПД необходимо:

  • понизить вес составных частей деталей, совершающих возвратно-поступательные движения – поршня, пальца и шатуна;
  • снизить уровень трения, возникающий при соприкосновении цилиндра, поршня и кольца;
  • уменьшить количество колец и толщину каждого кольца.

Для увеличения термического коэффициента полезного действия повышают температуру двигателя и уровень сжатия.

Наилучший результат решения этих двух разнородных задач дает замена серийных поршней на кованые детали для достижения большего объема двигателя. Достоинство кованых поршней состоит в том, что они имеют меньший удельный вес и повышенную износостойкость. Для уменьшения веса в целом дорабатывается и вся поршневая группа: снимается избыточный металл на бобышках пальцев, меняется форма днища самого поршня и уменьшается вес юбки.

tuning-dvigatelya


Хороших результатов по форсированию двигателя можно достичь путем тюнинга головки блока. Этот общеизвестный, но трудоемкий способ требует тщательного и аккуратного выполнения операций. Основные работы приходятся на доводку клапанов впуска и выпуска для снижения потерь и улучшенного наполнения цилиндров. Малейшие неровности на пути движения газов, появляющиеся при неправильной доработке, могут привести к обратному результату – уменьшению мощности двигателя.

Чтобы достичь желаемого результата по форсированию двигателя, необходимо выполнить следующий комплект работ:

  • тюнинг каналов, включающий увеличение их сечения, видоизменение геометрии и вывод требуемых величин закругления;
  • доводка седла и обработка его острых кромок;
  • полное совмещение коллекторов и каналов для устранения даже мельчайших нестыковок;
  • полировка коллектора впуска и каналов для получения зеркальной поверхности до степени чистоты 4-5 классов;
  • увеличение диаметра клапанов и их облегчение.

Выполнение указанных действий позволит форсировать двигатель примерно на 20%. Дальнейшее повышение мощности возможно путем применения увеличенных клапанов, за счет смены пружин, установкой распредвала с модифицированными фазами. Можно использовать не серийные детали, а металлокерамические каналы или брендовые клапана, но любая поломка в этом случае чревата буксировкой домой и длительным ожиданием запасных частей.