Что представляет собой регулятор холостого хода или РХХ? Это электродвигатель с пружинной конусной иглой. Основная функция его – направление воздуха в мотор на холостом ходу работы двигателя. Устройство напрямую влияет на обороты, когда педаль газа не нажата. Подача воздуха происходит при изменении проходного сечения канала, в обход закрытой заслонки дросселя. Объем воздуха контролирует прибор, который учитывает показания датчика расхода топлива и датчика положения коленвала.
Обороты холостого хода, лучше всего поддерживаются на прогретом двигателе. Если же это не так, то контролер увеличивает обороты, вследствие чего могут возникнуть повышенные обороты вала, а при наличии различных неисправностей обороты холостого могут плавать, то есть изменяться во времени. Регулятор обычно закрепляется к дроссельной заслонке дросселя двумя винтами. Однако целый ряд машин имеет рассверленные головки болтов, или закрепленные обычным лаком, что существенно осложняет ремонт регулятора РХХ и прочистку его каналов. В таком случае требуется полный демонтаж самого дросселя.
Самодиагностика регулятора не предусмотрена системой машины. Основанием для замены, можно считать такие симптомы, как произвольное повышенное или пониженное число оборотов двигателя, отсутствие повышенных оборотов при включении зажигания, а при увеличенной нагрузке – включение печи или фар происходит снижение оборотов. Проще говоря, общая нестабильная работа двигателя. Самой «простой» неисправностью в регуляторе, которую имеет смысл устранить самостоятельно, можно считать внутренний обрыв провода. Если произвести качественную, а главное, осторожную пайку проводника к контакту, то нормальная работа холостого хода будет восстановлена. Место пайки обязательно нужно обезжирить и покрыть лаком во избежание коррозии. Все остальные неисправности устраняют посредством замены регулятора на новый.
Перед демонтажем регулятора РХХ, его четырехконтактный разъем необходимо отключить. И отвернуть стандартные винты. А монтаж выполняется в обратной последовательности. Важно убедиться, что между конусной иглой и фланцем расстояние составляет 23 миллиметра. Такой зазор необходим, чтобы игле нельзя было упереться в седло на корпусе дросселя. Размер выставляется с помощью формирователя управляющих импульсов и мультиметра. Можно также сделать самостоятельно прибор для проверки сопротивления, используя трансформатор переменного тока на 6 В. Кольцо уплотнения на фланце следует смазать техническим вазелином, либо другой технической смазкой. Естественно, все работы проводятся при выключенном зажигании.