Острота проблемы со снабжением топливом в первой половине ХХ века иногда была такова, что вынуждала использовать в качестве горючего древесину. Это так называемые газогенераторные автомобили, а не паровые, как можно было бы подумать сначала. Прямо внутри двигателя осуществляется преобразование дерева в горючий газ и подача его в камеру сгорания. Да, именно в настоящем времени, и ошибки нет. Подобные агрегаты ездят и сегодня.
Заметим сразу, что газогенератор газогенератору рознь – одни ориентированы как раз на древесину, другие – на уголь, третьи – вообще на прессованные брикеты органических отходов. Но общей чертой является возможность работать на бензине. Генераторный газ химически представляет собой комбинацию водорода и моноокиси углерода, вырабатывается сожжением толстого слоя дерева при недостатке воздуха. Автомобильный генератор громоздок и осложнён дополнительными устройствами. Ведь если в фабричных условиях полученный газ можно охладить, очистить и смешать с воздухом в нужной пропорции отдельно, направляя его в другие установки по цепочке, то на автомобиле такой возможности нет.
Потому приходится фильтровать, понижать температуру и вентилировать для более быстрого сгорания в рамках одного прибора. Самый простой тип генератора похож на поставленный вертикально цилиндр, загружаемый топливом под завязку. Горение происходит внутри, внизу накал достигает полутора тысяч градусов, в результате чего наверху идёт выделение тех самых компонентов газа. В охладительном блоке их удельная производительность повышается (чаще всего подобный узел ставится под кузовом). Следующий этап прохода газа – фильтр против примесей и взвеси золы. Потом камера смешения с воздухом, и наконец – перекачивание в камеру сгорания.
Возможность самоснабжения топливом соседствовала с уменьшением полезной нагрузки и доступного объёма кузова, малым пробегом на одной заправке, долгим пуском (от десяти минут), дополнительным обслуживанием. На топливо шли исключительно отходы, так как их было более чем достаточно. Пригодны были как твёрдые, так и мягкие породы, главное, не было бы гнили. Эксперименты показали, что идеально подходят берёза, дуб, бук и ясень. Одной загрузки хватало максимум на 80 километров, а с учётом рекомендаций по дополнению при израсходовании половины топлива и вовсе сорок. Несмотря на всю автономность и экологичность, сегодня газогенераторы привлекают внимание отдельных энтузиастов разве что.