Кузов автомобиля


Кузова автомобилей служат для размещения груза, пассажиров и водителя. На грузовых автомобилях кабина водителя выполняется отдельно от кузова. По типу конструкции кузова делятся: на несущие (корпусные), полунесущие (интегральные) и разгруженные (рамные). Несущие кузова имеют три основных разновидности: каркасный, с несущим основанием и панельный. Несущее основание кузова автобуса может быть выполнено из штампованных открытых профилей.

Панельный кузов представляет оболочку, состоящую из больших штамповок, соединенных между собой в пространственную систему. Штампованные панели имеют фланцы, которые увеличивают их жесткость и служат для соединения панелей между собой (обычно посредством сварки). Наиболее нагруженные панели могут быть подкреплены стержнями, приваренными с внутренней стороны. При соединении панелей стержни стыкуются и свариваются. Стержни и фланцы панелей в этом случае образуют каркас, который воспринимает нагрузки совместно с листами панелей. Такие кузова называют каркасно-панельными.

Автобусные кузова по вместимости имеют четыре категории:

  1. особо малые — до 10 чел. (автобусы связи, служебные, обслуживания, маршрутные такси).
  2. малые—для местных, городских и пригородных маршрутов вместимостью 28—50 чел.
  3. средние — городские вместимостью 75—90 чел.
  4. большие—на 100—110 чел.

kuzov-avtomobilya


При планировке автобусного кузова исходят из нормативов 0,315 м2 на одного сидящего и 0,2 м2 на стоящего пассажира (в часы пик до 0,125 м2). Вес каркасного кузова с основанием, полом и оборудованием (без сидений), отнесенный к его габаритной площади составляет около 1100 Па (112 кгс/м2), а вес, приходящийся на одного пассажира находится в пределах 390—460 Н (40— 47 кгс). Каркасные кузова обладают высокой жесткостью. Жесткость кузова оценивается углом его закручивания при опоре груженого автобуса на три колеса (вывешено одно переднее колесо). Угол закручивания, отнесенный к полной длине, составляет 3,5-5,5 мин/м (угловой минуты на метр).

Скорость движения воздуха на уровне головы пассажиров не более 0,15 м/с. Уровень шума в салоне не более 75 дб. При применении в конструкции кузова цветных и черных металлов они должны быть разделены от непосредственного контакта с целью исключения электрохимических процессов. Развитию процессов коррозии способствует повышенная влажность воздуха и его загрязнение углекислым газом, сернистым ангидридом и т. д. Для защиты кузова от абразивного воздействия частиц песка на днище и крылья наносится специальное покрытие.

Оборудование кузова определяется его назначением (маршрутный, экскурсионный, междугородный, туристский и т. д.). Компоновка должна обеспечивать удобство посадки, выхода и перемещения пассажиров в салоне, хороший комфорт, обзор, а также травмобезопасность внутреннего оборудования.