Как устроен роторный двигатель?

Mazda_RX-8

На заре автомобилестроения существовало довольно много удачных и не очень проектов двигателей для автомобиля. Некоторые из этих идей получили развитие в наши дни, некоторые были забыты, а большинство доказали свою несостоятельность в конкуренции с более совершенными идеями. Первое упоминание о роторном двигателе для автомобиля можно отнести к началу двадцатого века. Изобретателем этого типа двигателя считается некто Феликс Ванкель.

У него, как и у большинства талантливой молодежи в то неспокойное время, была очень бурная биография. Среди его «достижений» числится даже заключение под стражу и тюремный срок. Что было причиной этого срока, не совсем понятно. Однако интересно не это, интересно другое: принцип действия и основные теоретические расчеты были сделаны Ф.Ванкелем, когда ему едва стукнуло семнадцать лет. В последующей работе над двигателем большую помощь оказал немецкий инженер Вальтер Фройде. Именно тандем Ванкеля-Фройде и представил миру первый образец роторного двигателя внутреннего сгорания для автомобиля в 1957 году. Позднее этот двигатель претерпел немало изменений и дополнений, прежде чем был допущен к использованию на автомобиле.

Роторный двигатель является двигателем внутреннего сгорания и имеет четыре рабочих такта. В этом он не отличается от всем известного ДВС, применяемы на сегодняшний день в большинстве автомобилей. Образование и воспламенение рабочей смеси происходит аналогично бензиновому двигателю. Характерным отличием роторного двигателя является то, что все процессы происходят вокруг одного ротора. Его вращение создает камеру впуска, затем рабочего хода и выпуска.

Рассмотрим рабочий процесс вращения роторного двигателя:

  1. В определенном положении ротора создается некоторая полость, которая играет роль камеры сгорания. Стоит заметить, что все процессы происходят именно во время вращения ротора. В этом положении происходит наполнение этой камеры топливом.
  2. Сама топливная смесь создает определенное давление и происходит поворот самого ротора.
  3. Следующий этап – рабочий ход. На этом этапе работы происходит воспламенение смеси и создается огромное давление, которое и вращает ротор с большой мощностью.
  4. И, наконец, освобождение камеры сгорания от отработанных газов.

Вот так можно кратко описать принцип действия роторного двигателя. На первых этапах создания изобретатели столкнулись с проблемой высокой стоимости его изготовления. Впоследствии именно большая цена сыграла роль тормоза в развитии этого вида двигателя. Стоит отметить, что и в наши дни исследования в этом направлении продолжаются: наиболее известной серийной моделью считается японская Mazda RX-8.