Как работает система курсовой устойчивости ESP?


esp-car-system

Система курсовой стабилизации может называться по-разному, иметь разные сокращения у производителей автомобилей: ESC, VSC, DSTC, DSC, ATTS. Но ее суть неизменна, независимо от того, как она называется. Основная цель системы курсовой стабилизации – контроль поперечной динамики автомобиля, предотвращение срыва и заносов, бокового скольжения, то есть, ее главная задача — сохранить устойчивость движения, траекторию автомобиля, стабилизировать расположение машины во время исполнения маневров, особенно при езде на высоких скоростях.

Как работает система стабилизации движения?

Все очень просто. Управление системой осуществляет специальный электронный блок. К нему подключено множество датчиков, которые отслеживают направление движения машины, скорость, положение колес и пробуксовку, который подстраивают движение под угол поворота руля машины, степень нажатия акселератора. Компьютер блока стабилизации, получая информацию от датчиков об ускорении и возможности заноса, помогает сделать управление машиной более стабильным и четким. В результате непредвиденных обстоятельств, когда водитель может потерять управление автомобилем, в работу вступает система курсовой устойчивости и стабилизации движения.

Курс направления передвижения корректируется способом подтормаживания колес: либо передних, либо задних, либо одного переднего и одного заднего. Система просчитывает степень риска и сама решает, какое колесо нужно притормозить. Одновременно с этим система курсовой устойчивости снижает количество горючего, поступающего в инжектор двигателя. Все эти процессы происходят в доли секунды, они незаметны, но эффект и польза от них колоссальные.


Какие принципы функционирования системы ESP?

Главный принцип ее работы — бороться с заносом автомобиля, но не только с помощью руля и педалей акселератора, но и с помощью колес, а именно их торможения. Если автомобиль заносит на переднюю ось, то система притормаживает по отношению к оси заднее колесо, устраняя при этом занос и облегчая передвижение. При возникновении угроз заносов притормаживаются передние колеса машины. Бывают и случаи, когда сносит все четыре колеса. В таком варианте автомобиль сам решает, какие из колес следует притормозить и когда лучше это сделать.

Также система динамической устойчивости сбрасывает обороты двигателя. Используя вспомогательные системы ABS и ASR, механизм курсовой устойчивости способен притормаживать каждое из колес по отдельности. Одних датчиков ABS недостаточно. Система невероятно сложная, поэтому она использует ряд дополнительных датчиков. Одни сообщают о том, в какую сторону крутится колесо автомобиля и как быстро. Другие датчики оповещают систему об угле поворота машины, высчитывают уровень боковых ускорений. А совокупность показаний всех этих датчиков позволяют компьютерному блоку системы моментально вычислить необходимые показатели коррекции, чтобы привести в действие функционал системы.

Система курсовой устойчивости автомобиля ESP работает постоянно вне зависимости от того, разгоняется ли, тормозит ли или едет накатом автомобиль. Алгоритм работы системы зависит от определенной ситуации и вида привода машины. В автомобилях с автоматической коробкой передач система курсовой устойчивости ESP способна взаимодействовать с трансмиссией и понижать, либо повышать передачи. Такая вот полезная и необходимая система, которая сегодня незаменима для безопасной езды, которая способствует уверенному, четкому и стабильному перемещению практически любой машины.